Телематика'2004

XI Всероссийская
научно-методическая
конференция


 

 

НОВЫЙ WEB-РЕСУРС ПО АЛГОРИТМАМ ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ

А.А.Владыкин, С.Е.Столяр

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург


Использование компьютерных технологий в учебном процессе становится все более активным. Естественно, впереди идут дисциплины математической и технической направленности.
Не стал исключением и наш курс алгоритмики, в течение нескольких лет наполнявшийся сопутствующими изложению презентациями и динамическими визуализаторами алгоритмов. За несколько лет он прошел путь от первых экспериментов [1] до весьма значительного насыщения видеорядом [2-4]. Последнее достижение – созданный в поддержку курса web-сайт (http://rain.ifmo.ru/cat/).
Создавая этот сайт, мы преследовали несколько целей.
1. Сопровождение лекций, читаемых студентам 1-2 курсов кафедры компьютерных технологий ИТМО, а также студентам «Академии программирования ИТМО».
Отметим, что к новому ресурсу уже регулярно обращаются и школьники: это ученики С.Е.Столяра из лицея «Физико-техническая школа», а также абитуриенты нашей кафедры, занимающиеся на подготовительных курсах. Благодаря размещенным на сайте визуализаторам, аудитория имеет возможность не только знакомиться с формальным описанием изучаемого алгоритма, но и детально рассмотреть каждый шаг его работы на конкретных примерах. Достоинства такого подхода обсуждались в [1,2].
2. Предоставление студентам/школьникам возможности самостоятельной подготовки по изучаемым темам.
До недавнего времени после каждого занятия к преподавателю выстраивалась очередь из желающих получить материалы лекции для более подробного изучения. Теперь же, когда большинство этих материалов опубликовано на новом сайте, учащиеся получили возможность глубже знакомиться с темой в любое удобное для себя время и в более комфортной обстановке. Таким образом, эффективно совмещаются очная и дистанционная формы обучения.
3. Создание общедоступного русскоязычного ресурса по алгоритмам дискретной математики.
Основу его контента, на данном этапе, составили визуализаторы алгоритмов. Как отмечалось в [4], имеющийся в нашем распоряжении набор визуализаторов практически покрывает потребности двухгодичного учебного курса. Размещение на новом сайте этого набора делает ресурс уникальным, поскольку в русском сегменте Интернета подобных проектов ранее не было.
В отношении зарубежных сайтов следует признать, что кое-где размещенные на них визуализаторы поддерживают учебный курс лишь фрагментарно, к тому же уступая в собственной функциональности. В качестве примеров сошлемся на курс Graph Theory Lessons [5], разработанный К.Мавата (Dr.Christopher P.Mawata, University of Tennessee at Chattanooga, 1997-2000), и курс Data Structures and Algorithms [6] Дж.Морриса (John Morris, University of Western Australia, 1998).
Интересным и познавательным оказался сам процесс работы над сайтом. Объединение в рамках одного ресурса разнообразных материалов, изначально существовавших в различных форматах и оформлении, потребовало серьезных усилий. Были изучены различные существующие системы управления контентом (content management system, CMS), учтены их достоинства и недостатки. Помимо программных средств, обеспечивающих собственно функционирование сайта, разработан также удобный административный интерфейс, благодаря которому модификация и пополнение контента становятся рутинной работой даже для неспециалиста.
В дальнейшем мы рассчитываем на развитие сайта как открытого ресурса. Посетителям предлагается принять участие в его наполнении, присылая свои визуализаторы и статьи, соответствующие заявленной тематике.

Литература
1. Казаков М.А., Столяр С.Е. Визуализаторы алгоритмов как элемент технологии преподавания дискретной математики и программирования // В сб.: «Телематика'2000». Межд. научно-метод. конф. – СПб, 29 мая – 1 июня 2000 г.: Тез. докл. – С.189-191.
2. Васильев В.Н., Корнеев Г.А, Парфенов В.Г., Столяр С.Е. Визуализаторы алгоритмов как основной инструмент технологии преподавания дискретной математики и программирования // В сб.: Труды Межд. научно-метод. конф. «Телематика'2001». 18-21 июня 2001 г., Тез. докл. – С.119-120. – СПб.: СПбГИТМО (ТУ), 2001.
3. Столяр С.Е. Использование видеоряда в учебном курсе алгоритмики // В сб.: Материалы VIII межд. конф. "Современные технологии обучения «СТО-2002»". 24 апреля 2002 г. – т.2, С.36-37. – СПб.: СПбГЭТУ, 2002.
4. Беляев А.В., Гаврилов М.И., Медвинский М.Д., Столяр С.Е. Динамические визуализаторы алгоритмов в качестве учебных заданий // В сб.: Труды X Всеросс. научно-метод. конф. «Телематика'2003». 14-17 апреля 2003 г., СПб. – т.2, с.389.
5. http://www.utc.edu/~cpmawata/petersen/.
6. http://ciips.ee.uwa.edu.au/~morris/Year2/PLDS210/.


 



Санкт-Петербург, 7-10 июня 2004 г.
XI Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика'2004"