Телематика'2007

XIV Всероссийская
научно-методическая
конференция


 

 

СИСТЕМА ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ ОТ БАЗОВОГО УРОВНЯ ДО ПРОФИЛЬНОГО

А.Г. Федорова, П.П. Комков, Е.Е. Лапшева, В.В. Якунин

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Поволжский региональный центр новых информационных технологий (СГУ ПРЦ НИТ), Саратов

Тел.: (8452) 51-14-39, e-mail: fag@sgu.ru

(Скачать вариант для печати)


Проблема повышения качества подготовки IT-специалистов является общепризнанной и в России, и за рубежом. В настоящее время ведутся большие работы по созданию различных инновационных систем в этом направлении [1].
Проект создания инновационного научно-образовательного центра непрерывной подготовки IT-специалистов на базе СГУ является составной частью инновационного проекта СГУ – вуза-победителя конкурсного отбора 2007 года образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках этого проекта ПРЦ НИТ СГУ создал специализированный сервер, на котором располагаются системы дистанционной поддержки преподавания различных дисциплин высшей (http://course.sgu.ru) и средней (http://school.sgu.ru) школы.
На сервере http://school.sgu.ru размещена система дистанционного обучения школьников программированию. Для создания данной обучающей системы была выбрана платформа MOODLE. Это система для управления Интернет- и интранет-сайтами, содержащими учебные материалы. MOODLE включает в себя гибкий конструктор тестов, конструктор для создания глоссария учебных курсов, уроков со сложными разветвленными сценариями, возможность набора формул в формате WebTex.
Организационная структура системы интернет-обучения:
• администратор системы (программист, сотрудник ПРЦ НИТ СГУ), осуществляющий техническую поддержку данной системы;
• сетевой преподаватель (сотрудник ПРЦ НИТ СГУ, учитель информатики высшей квалификационной категории). Отвечает за содержательное наполнение системы, проводит дистанционное обучение школьных учителей информатики и ИКТ (в дальнейшем преподавателей-кураторов) и школьников, желающих обучаться программированию (и информатике) на профильном уровне;
• преподаватели-кураторы (учителя школ, использующие данную систему для организации обучения информатике на своих уроках). Преподаватели-кураторы имеют право использовать уже готовые «общие» материалы сервера и создавать собственные курсы, включающие в себя лекции, наборы задач, тестов для проведения занятий;
• учащиеся школ, использующие данную систему для профильного обучения программированию (под руководством сетевого преподавателя). Итог обучения при желании обучаемого – очная аттестация с выдачей сертификата о прохождении дистанционного обучения программированию на базе СГУ;
• учащиеся школ, использующие данную систему для обучения программированию. Группы данных учащихся будут формироваться и проходить обучение под руководством преподавателя-куратора.
• все категории обучаемых основам программирования в режиме свободного интернет-доступа к электронному задачнику с автоматическим тестированием решений обучаемого.
Содержание системы дистанционного обучения школьников программированию будет включать в себя следующие направления школьной информатики: теоретическая информатика (логика, основы теории информации, основы теории алгоритмы), основы программирования, программирование на профильном уровне. Это позволит использовать данную систему при обучении информатике и ИКТ, как на базовом, так и на профильном уровнях.
В рамках этой системы сотрудниками ПРЦ НИТ разработано уникальное дополнение – автоматической проверка заданий по программированию. Различные варианты этой тестирующей системы успешно используются при проверке школьных и студенческих олимпиад по программированию с 1997 года, и с 1998 года при проведении четвертьфинала командного чемпионата мира по программированию ACM ICPC Южного Поволжского подрегиона РФ.
Взаимодействие между тестирующей системой и системой дистанционного обучения школьников программированию реализуется посредством доступа к общей базе данных, содержащей сданные на проверку решения и результаты проверки. Для реализации этого взаимодействия был разработан модуль Contester. Данный модуль может быть вызван в курсе столько раз, сколько это необходимо автору курса. В дальнейшем будем называть вызов модуля Contester экземпляром модуля. Программное обеспечение модуля реализовано на языке PHP.
Модуль Contester MOODLE состоит из нескольких блоков (рис. 1):
• Блок администрирования позволяет создавать экземпляр модуля Contester, изменять его название, описание, добавлять/удалять задачи этого экземпляра из имеющейся базы задач. Также имеется возможность редактировать условия задач.
• Блок решения задач позволяет отправлять решения задач, отслеживать статус тестирования задачи, смотреть результаты тестирования: набранный балл и подробный отчет по все тестам. Отчет включает в себя сообщение, что тест пройден успешно или указание типа ошибки на данном тесте. После тестирования задачи набранный балл добавляется в общую таблицу оценок MOODLE.
• Блок взаимодействия с тестирующей системой обеспечивает доставку решений пользователей модуля тестирующей системе и получение от нее результатов тестирования. Взаимодействие организовано с помощью БД общего доступа под управлением MySQL.
В настоящее время система работает в тестовом режиме.

Литература
1. П.П. Комков, А.Г. Федорова. Интернет-обучение основам программирования или новые информационные технологии начинающему программисту. Материалы конф. «Телематика’2006», СПб., 2006.

 



Санкт-Петербург, 18-21 июня 2007 г.
XIV Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика'2007"