Телематика'2008

XV Всероссийская
научно-методическая
конференция


 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА СГУ НА БАЗЕ СДО MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Е.Е. Лапшева

Поволжский региональный центр новых информационных технологий СГУ, Саратов

Тел.: (8452) 21-06-64, e-mail: lapsheva@yandex.ru

(Скачать вариант для печати)


Присоединение России к Болонскому процессу и введение в практику многоуровневой системы образования повысит роль индивидуальной самостоятельной работы студентов. Эта работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимо планирование и контроль со стороны профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного (комбинированного) обучения. В англоязычных странах эту технологию называют “blended learning”. Эта технология предполагает внедрение технологий дистанционного обучения в очный образовательный процесс.
Большинство преподавателей Саратовского государственного университета, использующих элементы данной технологии, применяют в своей деятельности систему Moodle, установленную в рамках портала СГУ по адресу http://course.sgu.ru.
В зависимости от той или иной учебной дисциплины преподаватель может сконструировать в системе Moodle собственную модель смешанного обучения. Наиболее популярная модель, используемая в настоящее время преподавателями Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского – «площадка» доступа к содержанию лекций и дополнительным учебным материалам. Часто теоретический материал поддерживается тестами по отдельным разделам учебного курса и заданиями для самостоятельной работы.
К сожалению, значительно реже в уже созданных и используемых курсах встречается такой интересный и мощный инструмент, как «Лекция», который позволяет создавать интерактивные занятия. Интерактивные занятия представляют собой сложную разветвленную последовательность слайдов, включающих теоретический материал и вопросы на его закрепление. От правильности ответов на эти вопросы строится индивидуальная траектория изучения темы каждым студентом. В ходе этого занятия студент получает оценку, но эта оценка не идет в итоговый журнал курса, а является сигналом студенту, насколько хорошо он освоил материал [1].
В подобных моделях смешанного (комбинированного) обучения все общение преподавателя с обучаемыми организуется только очно – на лекционных и семинарских занятиях. А курс в Moodle предназначен лишь для постоянного (двадцатичетырехчасового) доступа студентов к учебным материалам.
Но мы считаем, что более интересной является модель использования смешанного (комбинированного) обучения, когда курс в Moodle становится площадкой для совместной коллективной деятельности студентов. Для этой цели система Moodle содержит в себе большое количество интерактивных инструментов, с помощью которых можно эффективно реализовать общение слушателей друг с другом и преподавателем на основе коллективно выполняемых и коллективно оцениваемых работ. Это такие инструменты, как: форум, глоссарий, база данных, семинар, wiki-страницы.
Пользуясь перечисленными инструментами, можно разработать несколько схем организации групповой работы обучаемых. Например, в новостном форуме дается объявление о начале исследовательской работы по какой-либо проблеме. Каждому студенту дается задание создать статью в специально созданном глоссарии, посвященную определенному аспекту исследуемой проблемы. При создании глоссария устанавливаются опции комментирования и оценивания статей не только преподавателем, но и студентами. Преподаватель может предварительно читать статьи, прежде чем выставлять их на суд других обучаемых. Все вопросы, возникающие по ходу работы, можно обсуждать в специально созданном форуме.
Система дистанционного обучения Moodle (http://course.sgu.ru) работает и развивается в Саратовском государственном университете уже третий учебный год. И уже можно сделать определенные выводы о плюсах и минусах, с которыми пришлось столкнуться.
Преимущества смешанного (комбинированного) обучения:
• Повышается эффективность очных занятий со студентами, так как на них обсуждаются вопросы, возникшие при самостоятельной отработке практического и теоретического материала.
• Преподаватель более аккуратно и тщательно отслеживает успехи студентов.
• Студенты и преподаватель имеют доступ к материалам курса 24 часа в сутки с любого подключенного к Интернет компьютера.
• Появляется площадка для размещения индивидуальных и коллективных работ студентов, сделанных в ходе изучения предмета.
Недостатки и сложности смешанного (комбинированного) обучения:
• Увеличивается нагрузка на студента.
• Увеличивается нагрузка на преподавателя при создании курса.
• Возникает проблема преобразования материалов курса для размещения их в системе дистанционного обучения. Для этого необходимы преподаватели, не только владеющие педагогическими и информационными технологиями, но и обладающие дидактическими и методическими умениями и навыками.

Литература
1. Гусейнов А.З., Лапшева Е.Е., Пономаренко В.И. К вопросу об использовании технологии “Blended Learning” в процессе обучения в ВУЗе. // Межвузовская ежегодная научная Интернет-конфереция «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». Режим доступа: http://educit.spb.ru/conf2007/publications.php.


Сведения об авторах:


 



Санкт-Петербург, 23-26 июня 2008 г.
XV Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика'2008"