Телематика'2011

XVIII Всероссийская
научно-методическая
конференция


 

 

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ *

(Секция "A. Информационные ресурсы и технологии в образовании")

Е.В. Кудрина, Е.Е. Лапшева, М.В. Огнева, А.Г. Федорова

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов

Тел.: (8452) 22-51-07, e-mail: fedorovaag@info.sgu.ru

(Скачать вариант для печати)


Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России быть конкурентоспособной страной 21-го века и обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам. Это новое направление жизни российского общества актуализировало проблему образования на всех уровнях от дошкольного до послевузовского и определило значимость качества этого образования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [1] ключевой особенностью нового образования называют учителей, хорошо знающих свой предмет и открытых ко всему новому. Именно такие учителя смогут помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Следовательно, перед российским обществом встал вопрос подготовки школьных педагогов для их эффективной деятельности в реалиях новой школы.
Факультет компьютерных наук и информационных технологий (КНиИТ) и его структурное подразделение – Центр непрерывной подготовки IT-специалистов – разработал и апробировал новую программу повышения квалификации учителей информатики. Апробация проходила в течение первого семестра 2010-2011 учебного года. Цель данной программы – подготовить учителей информатики к ведению предмета «Информатика и ИКТ» на профильном уровне в старшей школе, что повлечет за собой повышение качества поступающих на факультет КНиИТ абитуриентов. Курсы не сопровождались выдачей документа государственного образца и являлись бесплатными и необязательными.
Учителям города Саратова и Саратовской области были разосланы приглашения к участию в работе данных курсов. На эти приглашения отозвались 34 человека. Педагогический стаж учителей от 1 до 25 лет.
С 16 по 21 августа состоялась первая очная неделя курсов, посвященная теоретическим основам информатики, в рамках которой учителя знакомились с наиболее сложными разделами теоретической информатики, такими как математические основы систем счисления, измерения информации, сжатия, кодирования и хранения информации, логическими основами цифровой техники. Материал, даваемый лекторами учителям, не упрощался, как в школьных учебниках информатики, а давался со всеми теоретическими выкладками, теоремами и доказательствами.
Обучение в следующие два месяца проходило в дистанционной форме с использованием портала обучения информатике и программированию (http://school.sgu.ru) [2] и состояло из двух этапов.
Первый этап – закрепление учебного материала и выполнение тестовых заданий по теоретической информатике. Учебный материал, размещенный на нашем портале, не просто дублировал содержание очной недели курсов, но и включал в себя дополнительную информацию по указанным темам, что позволило учителям более полно подготовиться к выполнению заданий. В общей сложности учителям было предложено решить 288 задач по различным темам и разного уровня сложности. Этот этап успешно завершили 76% от начавших обучение учителей.
Второй этап дистанционного периода – повторение основ программирования, решение задач с использованием одномерных и двумерных массивов, строк, работа с текстовыми файлами, процедуры и функции, рекурсия. Для организации данного этапа использовалась тестирующая система Контестер, предназначенная для автоматической проверки решений задач по программированию [3].
Для отработки основных навыков программирования были предложены 133 задачи. Полностью прошли данный этап 15 учителей (44% от начавших обучение).
Вторая очная неделя курсов состоялась в начале ноября – в школьные каникулы – и включала в себя лекции по темам «Линейные динамические структуры», «Графы», «Динамическое программирование», «Вычислительная геометрия», «Сложные сортировки», «Перебор с возвратом». Это были вводные лекции, знакомящие учителей со сложными, олимпиадными разделами школьного программирования. Подробные материалы были размещены на портале для самостоятельного изучения. Также в системе Контестер было предложено 40 задач на эти темы. И именно те же 15 учителей, начавших работать над программированием на дистанционном этапе, продолжили решение задач по сложным темам.
Все общение в дистанционные этапы было организовано через форум портала обучения информатике и программированию. Нас радовал тот факт, что учителя не стеснялись задавать вопросы. А поняв, что ответы на вопросы приходят оперативно, учителя быстро освоились и перешли от общения в режиме «вопрос слушателя – ответ преподавателя» к групповому обсуждению наиболее интересных и сложных задач.
Опираясь на результаты проведения курсов, можно сделать следующие выводы.
1. Опыт поведения очно-дистанционных курсов повышения квалификации следует признать положительным. Он позволяет не отрывать учителей от учебного процесса и работать им над материалами и заданиями курса в собственном темпе.
2. При наборе групп следует учитывать не стаж учителей, а уровень их знаний. Например, из 15 человек, успешно закончивших второй этап обучения, 4 имеют стаж работы в школе от 1 до 5 лет, то есть в преподавание информатики приходят молодые знающие специалисты, которые хотят работать на профильном уровне. Но, к сожалению, все они работают в специализированных гимназиях и лицеях города Саратова.
3. Следует разработать отдельные программы повышения квалификации учителей по основам программирования и сложным темам программирования.
4. При разработке программ повышения квалификации особое внимание необходимо обратить на методику преподавания различных тем.
В заключение хочется отметить, что учителя, участвовавшие в обучении, продолжают свою работу на портале, а также приводят на него своих учеников. Вокруг факультета КНиИТ сформировалось сообщество учителей информатики, не равнодушных к результату своей профессиональной деятельности.

Литература
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 04 февраля 2010 г.
2. Кудрина Е.В., Лапшева Е.Е., Огнева М.В., Федорова А.Г. Интернет-обучение информатике и программированию: доступность, качество, результат. // Труды XVII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика’2010»,. СПб, 2010.
3. Комков П.П., Федорова А.Г. Интернет-обучение основам программирования или новые информационные технологии начинающему программисту. // Материалы конференции «Телематика’2006», СПб, 2006, С. 420.


Сведения об авторах:


 



Санкт-Петербург, 20-23 июня 2011 г.
XVIII Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика'2011"